Slavdom-nn.ru

Славдом НН
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Размер кирпича конца 19 века

КИРПИЧ

КИРПИЧ- искусственный камень правильной формы, изготовленный из пластичной смеси на основе минерального сырья.

По виду исходных материалов различают кирпичи из глиносодержащего сырья (керамический и сырцовый) и известково-песчаной смеси (силикатный). Наибольшее применение имеет керамический кирпич.

На­чи­ная с нео­ли­та кирпич применяется в земледельческих обществах бедных строительным лесом и камнем стран.

Древнейший кирпич был сырцовым, высушенным на солнце. Глина перемешивалась с соломой, навозом и др. (саман, адоб). В докерамическом неолите А в Ие­ри­хо­не (IX-е — середина VIII-го тысячелетия до нашей эры) изготовлялся кирпич удлинённо-овальной выпукло-вогнутой формы; в докерамическом неолите В — удлинённый ор­на­мен­том «ёлоч­кой» из отпечатков большого пальца; в керамическом неолите А — круглые в основании плоско-выпуклые кирпичи («булки»). Из овальных в разрезе кирпичей построены неолитические жилища конца VII-го — VI-го тысячелетия до нашей эры (поздний Гуран, Джейтун). С VI-го тысячелетия до нашей эры с изобретением специальных деревянных форм (впервые — длинный плоский кирпич в Савване размером 800 х 300 х 80 мм) кирпич приобретает наиболее рациональную прямоугольную форму. В эпоху раннего металла (V-II-е тысячелетия до нашей эры) формируются стандартные для каждой местной традиции пропорции кирпича.

В Южной Месопотамии в период Джемдет-Наср (1-я половина III-го тысячелетия до нашей эры) преобладает плосковыпуклый кирпич, укладываемый способом «селёдочного хребта». В Южной Азии сырцовый кирпич появляется вместе с первой керамикой в Мехргархе IB (VII-е тысячелетие до нашей эры) и затем на дохараппских поселениях (Лотхал, Калибанган, Джалилпуре, Банавали). В Новом Свете прямоугольный сырцовый кирпич появился в Мезоамерике и в Центральных Андах во II-м тысячелетии до нашей эры. Сырцовый кирпич был основным материалом в Древ­нем ми­ре для строительства жилых и монументальных зданий (храмов, дворцов, египетских мастаб, пирамид и т.п.), крепостных стен. Он сохраняется в жилищном строительстве земледельческих поселений Азии, Африки и Америки.

Обожжённый кирпич впервые появился в IV-м тысячелетии до нашей эры на Ближнем Востоке и в III-м тысячелетии до нашей эры в Южной Азии (Калибанган I, Мехргарх III). Первоначально он применялся во вспомогательных целях: в качестве лицевого кирпича в облицовке храмовых платформ, каналов, дворов, а также при сооружении очагов, печей, горнов и т.п. Из кирпича, покрытого глазурью, складывались рельефные цветные панно (Вавилон, Сузы). В городах хараппской цивилизации обожжённый кирпич стал основным строительным материалом. В Египте обожжённый кирпич не был распространён до римского времени, в Мезоамерике появляется в городах майя позднего классического и посталассического периодов (VII-XI века); в Центральных Андах он оставался неизвестен до прихода испанцев.

С конца I-го тысячелетия до нашей эры обожжённый кирпич распространяется в античном мире. С I века до нашей эры кирпичная кладка (opus latericum) широко применялась в Древ­нем Ри­ме. Из кирпича в сочетании с бетоном строились форумы с храмами и базиликами, амфитеатры, театры, императорские дворцы, термы и т. п. С первых веков нашей эры применялась техника смешанной кладки из кирпича и камня (opus mixtum, или opus compositum), распространённая затем в средневековом Средиземноморье и на Ближнем Востоке. В I-м тысячелетии нашей эры была выработана особая форма кирпича в виде квадратного или почти квадратного в основании плоского блока со стороной 300-380 мм, толщиной 25-45 мм (плинфа), из которого возводили постройки в поздней Римской и Византийской империи, а также в домонгольской Руси. Из кирпича возводился каркас арок, сводов и куполов (в частности, купола Пантеона в Риме и Святой Софии храма в Константинополе).

В Византии была распространена кирпичная кладка с «утопленным» слоем, заполненным раствором, создававшая эффект полихромии. Кроме квадратных, изготавливали трапециевидные в основании, дугообразно изогнутые (лекальные) и другие формы плинф для выполнения сложных элементов и украшения фасадов. С IX-X века в Византии и с XVI века в России фигурная кладка из кирпича стала основным типом архитектурного декора.

Читайте так же:
Выдержит ли кирпич турнике

В исламских странах кирпич был важнейшим строительным материалом. С X века распространяется декорация зданий орнаментом и надписями, выложенными из небольшого (150х100х30 мм) кирпича, с XII века — кладкой из цветного глазурованного кирпича. В I-II-м тысячелетии нашей эры обожжённый кирпич использовался для монументального и крепостного строительства в Индии, Китае, Корее, Юго-Восточной Азии.

В средневековой Европе строительство из кирпича возобновилось в XI-XII веках (Италия, Германия, Польша, Нидерланды, Англия, Скандинавия, Юго-Западная Франция). Распространению его в XIII веке способствовали цистерцианские монастыри. Формируется стиль кирпичной готики. Кирпич широко используется в строительстве в технике фахверк. С XIV-XV века распространены различные типы декоративной кладки из кирпича, применение полихромного и глазурованного кирпича.

Прообразом керамического кирпича на Руси в начале XI века стала плинфа (Спасский собор в Чернигове, около 1036 года; Софийский собор в Киеве, 1037 год). «Брусковый» кирпич на Руси начали производить в Новгороде с 13 века. В Москве с середины XV века первоначально применялся кирпич, промежуточный по пропорциям между плинфой и брусковым кирпичом (250/300 х 150/200 х 55/60 мм). В конце XV-XVIIвеков были распространены «большемерный» (300 х 150 х 80 мм) и «маломерный» (200/220 х 100/110 х 400/450 мм) кирпич. Расцвету кирпичного строительства способствовали работы итальянских мастеров при постройке Московского Кремля в конце XV века. При постройке Кремлёвских соборов Аристотелем Фиораванти применялся «Аристотелев» кирпич размером 289 х 111 х 67 мм. Грани кирпича получили названия: большая — «постель», боковая длинная — «ложок» и боковая малая — «тычок». К шедеврам московской кирпичной архитектуры XVI века относятся церковь Вознесения в Коломенском и Покровский собор (Василия Блаженного храм) на Красной площади в Москве. В XVI-XVII веках кирпич вытесняет камень из русского монументального строительства, что, в частности, способствовало распространению бесстолпного типа церковных построек. Стандартизации размеров кирпича способствовало учреждение в 1584 году Приказа каменных дел. В XIX веке в России в основном производился «казённый» кирпич размером 267 х 123 х 67 мм.

В 1927 году в СССР были утверждены размеры кирпича: одинарный — 250 х 120 х 65 мм и утолщённый 250 х 120 х 88 мм; масса кирпича — не более 4,3 кг. Общемирового стандарта на размеры кирпича не существует, однако его размеры и масса лимитируются размером и силой руки каменщика.

Иллюстрация:

Рель­еф из по­ли­хром­но­го гла­зу­ро­ван­но­го кир­пи­ча (во­ро­та Иш­тар в Ва­ви­ло­не, 7 в. до н. э.). Пер­га­мон-му­зей (Бер­лин). Архив БРЭ.

Музей истории петербургского кирпича

Музей истории петербургского кирпича основан в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете в 1991 году доктором технических наук, профессором кафедры химии Всеволодом Владимировичем Инчиком.
Открытию музея предшествовала 30-летняя работа по обследованию состояния кирпичных конструкций, жилых зданий, промышленных сооружений и памятников архитектуры Санкт-Петербурга. Эти работы проводились с целью выявления механического износа кирпичных стен зданий, сооруженных в Санкт-Петербурге в ХVIII-ХIХ вв. и прослуживших более двухсот лет. При обследовании кирпичной кладки производилось вскрытие стен на глубину до 0,5 метра, вырывались шурфы вдоль фундамента зданий, производилась частичная разборка стен с последующей заменой старого стенового материала на новый. Полученные результаты исследований позволяли прогнозировать долговечность кирпичных конструкций и зданий в целом. Также у отобранных материалов фиксировались размеры и клейма, которые позволяют выяснить фамилии владельцев заводов, места размещения заводов, их мощности, время постройки, техническое оснащение.
Под руководством Всеволода Владимировича было обследовано более 80 зданий и сооружений в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и др., в числе которых такие сооружения как Исаакиевский собор, Храм Спас-на-Крови, Троицкий собор, Гостиный двор, Этнографический музей, гостиницы «Астория» и «Англетер», Шереметевский дворец, Адмиралтейство, колокольня Петропавловского собора, Юсуповский дворец, здания Сената и Синода, Мариинского театра, Строгановского дворца, а также Новгородский кремль, Софийский собор в Вологде и др.
В период обследований зданий часть образцов кирпичей, извлеченных из обследуемых стен, сохранялось и накапливалось. Таким образом, был создан банк образцов стеновой керамики, которая производилась на заводах Санкт-Петербурга и, главным образом, на заводах Санкт-Петербургской губернии. Этот банк материалов и был положен в основу музея кирпича, который начал свое существование сначала в виде выставки, а затем преобразовался в музей.
Однако самыми первыми образцами будущей экспозиции стали несколько кирпичей, найденные Всеволодом Владимировичем еще в детстве, в годы блокады Ленинграда, на развалинах домов, разрушенных при бомбежках и артобстрелах.
Дизайн-проект музея создан проектной студией СПбГАСУ под руководством главного архитектора университета С. В. Бочкаревой. Автор экспозиции — основатель и руководитель творческой дизайн-мастерской, специализирующейся на создании музейных экспозиций и интерьеров, В. И. Коротков. Проект осуществлялся при финансовой поддержке генерального директора «СМУ-837» Ю. В. Баштина.
Новая экспозиция включила в себя более 400 образцов петербургской стеновой керамики, выпущенной с начала основания Санкт-Петербурга и до конца XIX века. В центре экспозиционного пространства музея находится модель напольной печи для обжига кирпича, выполненная в масштабе 1:20. По периметру музея, под потолком, даны фамилии владельцев кирпичных заводов и фирм, выпускавших длительное время высокопрочный стеновой материал. К таковым относятся: Захаров, Беляев, Кононов, Раненнкампф, Стрелин, Евментьев, Стуккей, Беловенец, Спечинская и др.
Также в музее представлены репродукции рисунков и гравюр, отражающих кирпичное производство XVIII-ХIХ вв., размещены фотографии зданий и сооружений, построенных петербургскими архитекторами, работавшими в университете в середине ХIX в. Такими яркими представителями петербургских архитекторов стали Китнер и Шретер — создатели так называемого кирпичного архитектурного стиля. Ими был сооружен завод, который получил название «Товарищество по обработке строительных материалов». Образцы кирпича этого завода, представлены в музее и имеют клеймо: «ТОСМ».
Экспонаты музея отличаются характером технологии и являются продукцией ручного и механического производства. Продукция XVIII века в основном свидетельствует о несовершенстве технологий ручного производства и не имеет клейм. Образцы керамики XIX века, напротив, отличаются правильными геометрическими размерами, высокими прочностными показателями и наличием клейм почти на всех образцах. Клейма вызывают особый интерес и позволяют определить название кирпичных заводов и фирм, а также географию кирпичного производства.
Сбор экспонатов для музея продолжается и представляет собой разновидность археологии, связанной с изучением строительной керамики. Вновь открыв свои двери для посетителей, музей петербургского кирпича будет интересен как студентам, преподавателям и сотрудникам университета, так и школьникам, учителям, историкам, архитекторам, реставраторам, строителям, краеведам и керамистам. В музее проходят тематические лекции по истории кирпичного производства.

Читайте так же:
Блок с облицовкой под кирпич

Адрес музея: г. Санкт-Петербург,
2-я Красноармейская ул., д. 4
Заявки на посещение музея
принимаются по телефону 575-94-54

Характеристики старинной кирпичной кладки

Для того чтобы определить, к какому времени относится старая кирпичная кладка, нужно знать “кирпичную историю”.

Схема армирования кирпичной кладки.

История кладки

Кирпичная кладка была известна еще в Египте и Месопотамии. Кирпичи тогда делали из речной глины, грязи и смолы и высушивали на солнце. Обжигать в печи их стали позже. Египтяне носили кирпичи на коромысле, а то, насколько ровная была кладка, определяли треугольником.

В древней Мексике и Америке самым распространенным строительным материалом был саман. В его составе историки нашли пористую известковую глину, кварц и смолу. Мексиканские пирамиды тоже были построены древними ацтеками из самана и до сих пор не разрушились.

В отличие от современных кирпичей, саманные кирпичи были плоскими и квадратными, а прямоугольного вида сырцовые кирпичи археологи впервые нашли в кладках храмов этрусков в Древнем Риме.

Схема четырехрядной кладки в 2 кирпича.

На Руси стали строить из кирпича храмы, крепости и терема примерно c 4 века нашей эры.

В 11-12 веках использовали плинфы – тяжелые тонкие плиты, в 15 веке уже появляется кирпич в виде бруска, названный “аристотелев”, по имени итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, построившего Кремль. Старинные кладки Собора Василия Блаженного, Казанского и Новгородского кремля также сооружены из “аристотелева” кирпича.

При Петре I появились первые кирпичные заводы, а в 19 веке – первая печь для обжига кирпичей.

Признаки старинной укладки

Процесс изготовления кирпичной кладки во все времена означал уложение кирпичей в особом порядке с помощью строительного раствора, поэтому признаки старинной кирпичной кладки устанавливают:

  • по характеристике кирпичей;
  • по способу их уложения;
  • по особенностям состава и нанесения строительного раствора.
Читайте так же:
Чем можно скрепить кирпичи

Характеристика кирпичей

Схемы устройства убежных и вертикальных штраб.

До 18 века кирпичи были неровные, с деформированными ребрами и гранями, так как производились вручную, но с появлением машинного производства в 40-х годах 19 века стали гладкими и ровными.

Со времен Петра Первого до начала 18 века размер кирпича составлял 14 см ширины, 28 см длины и 7 см толщины. потом, почти полтора столетия, наблюдается нестабильность размеров, и с 40-х годов 19 века размеры кирпичей приближаются к современным.

Начиная с 17 века, на кирпичи наносят клейма, которые чаще всего представляли собой 4-угольную рамку с указанием завода-изготовителя или его хозяина (хозяев). Поначалу на клеймах изображали животных (орлов, львов, единорогов), с конца 17 века на клейма стали наносить одну букву, а с середины 18 века – 2 или 3 буквы.

Ставили клейма сначала на тычке (то есть на торцевой, самой маленькой по площади стороне кирпича), а когда клейма стали большими (потому что на них приходилось помещать 2 или 3 буквы), их начали ставить на больших по площади частях кирпича.

Наиболее известные клейма 19 века – “КИТ” (заводы Китайцевых), “БАИ” (завод Байдуковой), “ФиШ” (Федотов и Шейдаков).

Способы уложения старинных кирпичей (техника старинной кладки или способы перевязки).

Чтобы разобрать способы перевязки, нужно знать, как называются грани кирпича. Наименьшая по площади грань кирпича называется тычок, наибольшая – постель, а средняя – ложок.

Для старорусской кладки (другие названия этой кладки “тычок-ложок” – польская, верстовая готическая) характерно чередование ложков и тычков в горизонтальных рядах. Этим способом были построены Голицынская больница и церковь Мученика Никиты на улице Старая Басманная в Москве.

Тычковая техника перевязки – это техника, при которой на поверхности кладки видны только тычки. В 17-18 веках тычковая техника применялась только в криволинейных сооружениях, а к 19 веку этой техникой уже строили целые здания (например, известные в Москве Провиантские склады).

Цепная техника старинной кладки – это чередование горизонтальных рядов ложков с рядами тычков, причем располагаются тычки друг под другом. Цепной перевязкой в 19 веке пользовались очень редко. В Москве ею построены здания Измайловского острова.

Крестовая техника похожа на цепную, но тычки располагаются не друг под другом, а под ложками.

Ложковой перевязкой выкладывались печные трубы, где все ряды (если посмотреть на готовую кладку) состоят из ложков.

Особенности состава раствора

Схема начальной кладки стен.

Для приготовления строительного раствора 18-го и первой половины 19 веков применяли жирную известь и горный (реже речной) крупный песок, добавляли толченую черепицу, белый камень или кирпич. Эти добавки нужны были для придания раствору определенной окраски, фактуры и для улучшения связующих свойств раствора.

С конца 19 века начинают применять цемент и более сложный (по прочностным характеристикам) строительный раствор.

Особенности нанесения

Старинная кирпичная кладка предполагала несколько способов нанесения строительного раствора (или обработки швов).

Затирка – самый древний способ обработки швов, использовался до начала 18 века, когда известью наполняли пространство между рядами кирпичей и затирали до гладкой поверхности так, что швы не были видны.

Читайте так же:
Лего кирпич сертификат соответствия

С середины 18 века стали применять прямую одностороннюю подрезку – способ, при котором кладка в отдельных местах имеет небольшие заглубления.

В провинциях иногда применяли смешанный способ, когда внутреннюю поверхность кладки обрабатывали затиркой, а внешнюю – подрезкой. Некоторые сооружения, обработанные смешанным способом, до сих пор существуют в Калуге.

Подскребка стала известна с середины 19 века. Это способ, когда наряду с обработанными швами встречаются необработанные.

Прорезка – очень редко встречающийся шов, в частности, его можно увидеть на старинных кладках московского Арбата и в городе Осташков.

В последнее время стало модным, чтобы кладка стены загородного дома или камина выглядела старой.

Как же самому состарить кирпич и сделать модную “старую” кладку?

Способы искусственного старения

Для того чтобы самостоятельно состарить кирпич, приготовьте:

  • долото и молоток;
  • крупнозернистую наждачную бумагу;
  • строительную кислоту;
  • парафин;
  • воск;
  • лампу паяльную;
  • губку;
  • мох;
  • акриловые краски.

  1. ​Потрите крупнозернистой наждачной бумагой часть стены, которую вы хотите состарить.
  2. Долотом и молотком отбейте край нескольких кирпичей.
  3. Паяльной лампой или акриловыми красками черного и коричневого цветов “обуглите” всю поверхность кирпичной кладки. При работе с паяльной лампой, пожалуйста, соблюдайте технику безопасности!
  4. В щели “старой” кладки набейте мох (да, да, самый обычный мох из ближайшей лесопосадки).
  5. Землей затрите швы.
  6. Чтобы защитить кладку от влаги и придать ей еще более старый и матовый вид, разогрейте воск, скипидар и парафин и этой смесью протрите поверхность стены.

Если вы не хотите “заморачиваться”, просто зайдите в строительный магазин и купите специальный состав для “кладки под старину”. В специализированных магазинах можно приобрести кирпичи, имитирующие старые камни. “Старые кирпичи” используют не только в целых кладках, но и в декоративных элементах.

От кирпича до напыления. Как современные технологии помогают сохранить историческое наследие

Осенью этого года завершаются работы на внешнем и внутреннем контуре здания Политехнического музея в Москве. В ходе работ реставраторы старались сохранить максимум исторических материалов, использовавшихся при возведении здания музея более ста лет назад. Специалистам пришлось даже возродить некоторые дореволюционные технологии.

Пространство вокруг Политехнического музея интегрировано в городскую среду.
Фото: Александр Качкаев

Конечно же не обошлось без применения современных решений, в том числе, нанотехнологий, которые использовались, в частности, для повышения энергоэффективности здания. Стратегическим партнером Политехнического музея является Фонд инфраструктурных и образовательных программ группы РОСНАНО.

Строительство Политехнического музея продолжалось с 1875 до 1908 года. До революции в России использовался кирпич гораздо больших чем сегодня размеров. Стандартный размер выпускаемого на сегодняшний день российской промышленностью кирпича — 250х120х65, а вес — около 3,5 кг. В XIX веке размеры изделий доходили до 300х150х95 при весе кг.

Поскольку почти половина стен музея подлежала воссозданию, было необходимо изготовить кирпич по стандартам позапрошлого века.

Специально для реконструкции Политехнического музея в Москве, Копейский кирпичный завод (Копейский кирпичный завод находится в Челябинске, входит в холдинг УРАЛГЛАВКЕРАМИКА, крупнейший производитель кирпича на Урале и в Сибири) восстановил технологию ХIХ века производства «исторического» «реставрационного» кирпича.

Кирпич, изготовленный по дореволюционной технологии.
Фото: Александр Качкаев

Производителю предстояло решить непростую задачу, ведь «исторический» кирпич требует более длительной сушки в камере (около 6 суток, за это время количество влаги снижается с 23% до 2%), а также обжига (до 48 часов) в печи. Чтобы кирпич отвечал всем прочностным требованиям и характеристикам, специалистам пришлось использовать смесь трех видов глин из разных карьеров Челябинской области. Цикл производства современного строительного кирпича — существенно короче. «При реставрации Политехнического музея в период задействовано чуть меньше миллиона „исторических“ кирпичей», — говорит генеральный директор компании «Политехстрой» (генеральный подрядчик реставрации) Ираклий Колбая.

Изготовленный на Урале кирпич уже на месте «состаривают» пескоструйной обработкой. Но и это еще не все. После того, как основные реставрационные работы завершены, на лицевую сторону кирпичной кладки реставраторы кисточкой наносят специальное гидрофобизирующее покрытие — глазурь, которая предохраняет кладку от влаги.

Читайте так же:
Огнеупорный кирпич выгребная яма

Спецпокрытия сохранят исторические материалы в течение нескольких десятков лет.
Фото: Александр Качкаев

Для реставрации исторической кладки используется ряд покрытий: один раствор обессоливает камень, останавливая процесс солевой коррозии, другой — удаляет все известные бактерии, вирусы и грибки, которые за десятилетия вживаются в пористую структуру кирпича. «Специализированные антимикробные составы не только сохраняют камень от проникновения влаги на десять и более лет, они сохранят здоровье посетителей и работников музея, ведь споры ряда видов микроорганизмов неполезны для здоровья людей», — комментируют реставраторы компании Наследие.

Еще один материал, исторически применявшийся при строительстве музея — дерево. Стропила из сибирской сосны при строительстве зданий в конце ХIХ века использовали для укрепления подкровельного пространства. Несколько месяцев назад работы по воссозданию подкровельного пространства закончили. Конечно, конструкцию усилили современными стальными балками. Заброшенные ранее чердачные пространства планируется превратить в функциональные помещения: здесь разместят часть экспозиционно-офисных пространств, а также технологическое оборудование. Специалистами было принято решение исторические деревянные перекрытия обязательно сохранить методом протезирования значительной степени биопоражения стропильной системы).

«Более ста лет тому назад наши предшественники использовали при строительстве здания сибирскую сосну, из нее сделали балки сечением 25 на 30 см, — вспоминает Ираклий Колбая. — Деревья действительно исполинские, в некоторых стропилах реставраторам удалось насчитать 150 и более колец, при работах в подкровельном пространстве использование спецпокрытий позволило сохранить не только наглядную, но и инженерную функцию».

В тех же чердачных помещения музея реставраторы очистили верхний слой сосновых балок от голубиного помета и пыли, не разрушая структуру первозданного вида балок, просушили с обеспечением необходимого влажного и температурного режимов. Каждая балка несколько раз пропитывалась специальным составом — в течение нескольких десятилетий он обеспечит дереву биозащиту — от жучков и бактерий, а также от пожара.

И если на исторические материалы спецпокрытия наносятся спустя сто или несколько десятков лет после начала использования, то при внедрении новых решений, использование спецпокрытий внедряется еще на конструкционном уровне.

Генеральный директор АО «Политехстрой» Ираклий Колбая на реставрации Музея в 2019 году.
Фото: Александр Качкаев

«Осенью этого года завершается финальный этап работ на внешнем и внутреннем контуре здания Московского Политехнического музея: над Южным и Северным дворами завершается монтаж инновационной конструкции из алюминия и архитектурного стекла, — говорит Ираклий Колбая. — Конструкция соединит пространства над Северным и Южным дворами музея. Теперь в пространстве внутренних дворов в течение всего года сможет поддерживаться комфортная плюсовая температура».

Во многом это обеспечивают специальные покрытия, в частности, нанотехнология, позволяющая наносить тончайшие слои металлов, толщиной меньше человеческого волоса, на стекло. Благодаря этой технологии, продукт приобретает свойства, которыми не обладает флоат-стекло без напыления, и экономит энергоресурсы. Это покрытие зимой помогает сохранить тепло в помещении, летом снижает нагрев от солнца, сокращая затраты на кондиционирование. При этом покрытие практически незаметно для человеческого глаза, пропускает много света, может иметь нейтральный или цветные оттенки со стороны фасада здания, оставаясь прозрачным при взгляде изнутри.

«Применение инновационных технологий, в том числе нано, связано со стремлением увеличить энергоэффективность и экологичность современных зданий, — говорит руководитель дирекции популяризации Фонда Сергей Филиппов. — Политехнический музей находится в одном ряду с лучшими европейскими примерами реконструкции исторических зданий, сохраняющих баланс между старым и новым. С одной стороны, максимально сохраняется исторический материал, поверхности модифицируются и упрочняются без потери подлинности, а с другой — проект ориентирован на создание для посетителей музея комфортных условий, которые обеспечиваются в том числе нанотехнологиями».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector