Slavdom-nn.ru

Славдом НН
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кирпич все согласные мягкие

Проверочный логопедический тест для начальной школы (1-2 класс)

1.Подчеркни гласные:

С, Т, А, Б, Ы, Ф,Я, Л, Е, О.

1.Подчеркни гласные:

Ж, О, Е, И, К, Т, А, Б, Ы, Ф.

2.Подчеркни согласные:

Ц, М, Э, Щ, К, Ю, И, У, Х, Я.

2.Подчеркни согласные:

В, М, О, Б, А, М, Э, Щ, К, Ю.

3.Прочитай слово:

Запиши сколько в нем букв: _______

Запиши сколько в нем звуков:

3. Прочитай слово

Запиши сколько в нем букв: _______

Запиши сколько в нем звуков:

4. Прочитай слова. Подчеркни в них гласные.

Полянка, лес, бабушка, море, школа.

4. Прочитай слова. Подчеркни в них гласные.

Кошка, барсук, молоко, сом, дедушка.

5. Прочитай слова. Подчеркни согласные.

Трава, окно, кукла, стул, пенал.

5. Прочитай слова, подчеркни согласные.

Тигр, миска, воробей, кот, ягода.

6. Посчитай и запиши, сколько слогов в словах.

Стол_______ машина_______ зима______

6. Прочти слова и запиши сколько слогов в словах.

Песня______ барабан_____ стол______

7. Раздели слова на слоги.

Поле, мел, цветы, крокодил, лес, полка.

7. Раздели слова на слоги.

Кузнечик, петух, колобок, книга, соль.

8. Прочитай слова и вставь где нужно ь знак.

Огон…. гус…. цирк… ден… стол…

сол… двер… ковер… .тетрад….

8. Прочитай слова и вставь где нужно ь знак.

Арбуз… цеп…. лошад…. буквар…

нос… дожд… час…. част…. сол…

9.Соедини линиями пары согласных.

9. Соедини линиями пары согласных.

10. Поставь в словах ударение.

Песня, бегал, купил, озеро, море.

10.Поставь в словах ударения.

Сорока, прыгал, озеро, пробежал, сапог.

11. ​ Найди границы слов.

11. ​ Найди границы слов.

На выполнение теста отводится 35 минут. Работа состоит из 13 заданий с выбором На выполнение теста отводится 35 минут. Работа состоит из 13 заданий с выбором ответа . К каждому заданию дается 4 ответа, только один из которых правильный. В конце теста дана таблица. В ее верхней строке — номера предложенных вам заданий. Вписывайте в пустую клетку под номером задания номер выбранного вами ответа.

1. Найдите слово, в котором все согласные звуки твердые:

1) кирпич; 2) везде; 3) шест; 4) шерсть.

2. Найдите слово, в котором все согласные звуки мягкие:

1) вещь; 2) шелк; 3) солнце; 4) плечо.

3. В слове «щука» мягкость согласного звука обозначена:

1) последующим гласным звуком;

2) последующим мягким знаком;

3) буквой, которая обозначает только мягкий согласный звук;

4) предыдущим мягким согласным звуком.

4. Найдите «лишнее» слово:

1) машина; 2) сцена; 3) антенна; 4) чулок.

5. Найдите «лишнее» слово:

1) щавель; 2) желток; 3) неделя; 4) деньги.

6. Найдите «лишнее» слово:

1) лебедь; 2) морковь; 3) голубь; 4) лошадь.

7. Найдите «лишнюю» пару слов:

1) река — рука; 2) полка — палка; 3) Сева — сова; 4) лето — лото.

8. Найдите «лишнюю» пару слов:

1) кон — конь; 2) галка — галька; 3) угол — уголь; 4) пень — тень.

9. В слове «чай» :

1) все согласные звуки мягкие;

2) первый согласный звук твердый,

3) все согласные звуки твердые;

4) первый согласный звук мягкий,

10. В слове «ширь» : 1) все согласные звуки мягкие;

2) первый согласный звук твердый, второй мягкий;

3) все согласные звуки твердые;

4) первый согласный звук мягкий, второй твердый

11. В слове «Женя» : 1) все согласные звуки мягкие;

2) первый согласный звук твердый, второй мягкий;

3) все согласные звуки твердые;

4) первый согласный звук мягкий, второй твердый.

12. В слове «цирк» :

1) все согласные звуки твердые;

3) первый согласный звук мягкий, остальные твердые;

2) все согласные звуки мягкие;

4) последний согласный звук мягкий, остальные твердые.

13. Найдите слово, в котором буква Е не смягчает предшествующий согласный звук и произносится как Э :

1) тире; 2) дело; 3) музей; 4) сервиз.

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Курс повышения квалификации

Охрана труда

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Мещерякова Людмила ВладимировнаНаписать 789 22.01.2020

Номер материала: ДБ-944465

  • Другое
  • 1 класс
  • Тесты
    22.01.2020 26
    22.01.2020 96
    22.01.2020 32
    22.01.2020 659
    22.01.2020 18
    22.01.2020 570
    22.01.2020 17
    22.01.2020 144

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

В Воронеже всех школьников переведут на удаленку из-за COVID-19

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Читайте так же:
Как включить кирпич samsung

Время чтения: 2 минуты

СПЧ направил в правительство предложения по предотвращению стрельбы в учебных заведениях

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения подключит работодателей к разработке образовательных программ в колледжах

Время чтения: 2 минуты

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В России выбрали лучшего педагога-психолога

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Волжский класс

Боковая колонка

Рубрики

  • Наши проекты
  • Наши мероприятия
  • Родительское собрание
  • Доклады, рефераты
  • Читательский дневник
  • Математика
  • Алгебра
  • Геометрия
  • Русский язык
  • Литература
  • Окружающий мир
  • Английский язык
  • Биология

Видео

  • Наше Новое кино

Книжная полка

  • Читать онлайн

Малина для Админа

  • Кабинет Администратора
  • Наша булочная

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Октябрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Сен
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Слово и слог. Звуки и буквы, с. 20 — 23

  • Образование

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Слово и слог. Звуки и буквы

Ответы к стр. 20 — 23

1. Прочитай. Раздели слова вертикальной чертой (|) на слоги. Подчеркни слово, которое нельзя перенести по слогам с одной строки на другую.

В ма|е бы|ла чу|де|сна|я по|го|да.

2 ∗ . Прочитай. Распредели слова по количеству в них звуков и букв. Запиши каждую группу слов.

Звуков больше, чем букв: ёрш, баян .
Звуков меньше, чем букв: льдина, олень .
Одинаковое количество звуков и букв: вьюга, чай, ель .

3 ∗ . Прочитай. Найди в предложениях слова, которые начинаются с гласного звука. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.

Самые большие реки в России — э то О бь, А мур, Лена, Енисей, И ртыш, Волга, У рал.

• Запиши названия рек в алфавитном порядке.

Амур, Волга, Енисей, Иртыш, Лена, Обь, Урал.

4 ∗ . Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.

Л е сная ст о рожка, ст а льное к о лечко, м о рская в о да, гн е здо стр и жа, н о ра кр о та, пч е линый мёд.

• Выпиши любое слово с данной орфограммой, а перед ним в скобках напиши проверочное слово.

5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни непроверяемые орфограммы в корне слов.

Ч е тыре, л е сник, меб е ль, о рех, тр о пинка, пт е нец, в о сток, а льбом, п о н е дельник, тр а кторист, с е стричка.

6 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни буквосочетания, написание которых нужно запомнить.

ре чк а, щ а вель, ж и знь, щ у ка.
ц и рк, ш и шка, ж и р, пло щ а дка
ч у гун, пте нч ик, н о чн ой, пер ч а тки

• Отметь √ ряд слов, начинающихся с твёрдого согласного звука.

7. Прочитай. Найди в предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.

Из травы глядит б е л е н ь к и й глазок земляники.

• Подчеркни грамматическую основу предложения.

8 ∗ . Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки.

отец, камыш, поэт

капуста, степь, шкаф

кирпич, суп, копейка

9. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. В скобках напиши проверочные слова.

(берёза) берё з ка (мягок) мя г кий
(голуби) голу б ь (коробочка) коро б ка

10 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак (ь).

Пал ь то, об е з ь яна, сосул ь ка, восем ь , в ь южный.

• Выпиши выделенное слово. Составь его звуковую модель. Укажи количество звуков и букв в этом слове.

вьюжный [в’й’ýжный’] 7 б., 7 зв.

11 ∗ . Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни признаки (характеристики) этого звука.

Ч УД Е СНЫ Й

[ч’] — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий, глухой , парный, непарный мягкий , твёрдый.

[э́] — согласный, гласный , ударный , безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.

[й’] — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий , глухой, парный, непарный мягкий , твёрдый.

12 ∗ . Прочитай. Произнеси слова. Распредели слова в группы соответственно данным схемам. Запиши каждую группу. Обозначь в словах ударение.

Позвоним, километры, жаворонок, понял, щавель, повторим, портфель, клеить, шофёр, краны, гусеница, баловаться.


___|___ пóнял, клéить, крáны.


___|___ щавéль, портфéль, шофёр.


___|___ |___ позвони́м, повтори́м.


___|___ |___|___ киломéтры, баловáться.


___|___ |___|___ жáворонок, гýсеница.

13 ∗ . Прочитай диалог. Отметь √ ответ Ёжика.

Заяц и ёжик

— Ёжик , все звери весной линяют — и барсуки, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик , в старой шубе ходишь!

— Глупый ты, Заяц … Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!

• Объясни значения слов.

Линяют — постепенно меняют шерсть, перьевой или иной покров.

Надобны — нужны, необходимы.

• Подчеркни в предложениях обращения.
• Найди в диалоге слова — названия животных и запиши их.

Ёжик, барсуки, белки, зайцы.

• Выпиши каждое выделенное слово и укажи в нём количество звуков и букв.

ёжик — 5 зв., 4 б.
осенью — 6 зв., 6 б.

• Найди в диалоге два двусложных слова, перенести которые с одной строки на другую нельзя. Подчеркни эти слова .

Презентация, доклад по русскому языку на тему Фонетика

Презентация на тему Презентация по русскому языку на тему Фонетика, предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 26 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

  • Главная
  • Русский язык
  • Презентация по русскому языку на тему Фонетика

Слайды и текст этой презентации

Занятие№2 элективного курса

Повторить знания по фонетике
Познакомиться с заданиями КИМов, касающихся фонетики
Провести тестирование по фонетике

Ответьте на вопросы:

Что изучает фонетика?
Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи
На какие две группы делятся звуки?
Гласные и согласные
На какие группы делятся согласные?
Звонкие-глухие, мягкие-твёрдые
Какие согласные всегда твёрдые?
Ж, ш, ц
Какие согласные всегда мягкие?
Й, щ, ч
Какие согласные всегда звонкие?
Л, м, н, р, й
Какие согласные всегда глухие?
Щ, х, ц, ч
На месте каких букв возникает звук Й?
Е, ё, ю, я
В каких случаях возникает звук Й?
В начале слова, после разделительного Ъ и Ь, после гласных

Теме «Фонетика» в КИМах посвящено задание А1. За него вы можете получить 1 балл.

Примеры заданий:
А1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
Приют 2) съесть 3) смеются 4) грустный

А1. В каком слове звуков больше, чем букв?
Мясо 2) ярлык 3) коляска 4) сказка

А1. В каком слове букв больше, чем звуков?
1) Гений 2) влиять 3) кольцо 4) наряд

Звонкие и глухие согласные

Не бывает гласных звуков Е, Ё, Ю, Я.
Эти буквы:
Обозначают мягкость предыдущего согласного
Обозначают два звука

Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука:
В начале слова
После разделительных Ъ и Ь
После гласных

В конце слова
Перед глухими согласными

Перед сонорными Р, М, Н, Л, Й

Тренировочное упражнение
Выберите слова, в которых оглушаются согласные: пруд, ветер, тест, хлеб, бревно, дневной, ложка, голубка

Перед звонкими согласными

Тренировочное упражнение
В каких словах согласные озвончаются: сборочный, область, лавка, герб, прямой, смелый, сделал, просьба

В каком слове звуков больше, чем букв?

В каком слове произносится гласный звук И?

В каком слове произносится мягкий согласный звук Ф’?

В каком слове букв больше, чем звуков?

В каком слове звуков больше, чем букв?

В каком слове все согласные мягкие?

В каком слове все согласные твёрдые?

В каком слове есть гласный звук О?

В каком слове все согласные мягкие?

Ь звука не обозначает,
то есть в слове ДОЧЬ
4 буквы, но 3 звука

Буква Я обозначает
два звука, то есть
в слове ЯМА
3 буквы, но 4 звука

Укажите слова, в которых одинаковое количество звуков и букв

В каком слове букв меньше, чем звуков?

В каком слове произносится согласный З?

В каком слове произносится согласный С?

В каком ряду во всех словах есть звук П’?
голубь, пилот, песня 2) Компьютер, пьеса, купе
3) Птицы, пение, выступить 4) Степной, первый, списать
2. В каком ряду во всех словах есть звук П?
пачка, пейзаж, пробка 2) Запереть, призрак, программа
3) Просмотр, снегопад, дополнить 4) Перенос, вспомнить, поэт
3. В каком слове все согласные звонкие?
царевна, 2) лавка, 3) везде, 4) герб
4. В каком слове произносится твёрдый звонкий шипящий согласный?
жизнь, 2) шуршать, 3) ложка, 4) что-то
5. В каком слове произносится твёрдый глухой шипящий согласный?
ярче, 2) моложе, 3) шерстяной, 4) щи
6. В каком слове все согласные звуки мягкие?
бежишь, 2) кирпич, 3) нянчу, 4) тишь
7. В каком слове букв больше, чем звуков?
мыться, 2) ястреб, 3) аллея, 4) съезд
8. В каком слове звуков больше, чем букв?
клинья, 2) приют, 3) жёлтый, 4) деньги
9. В каком слове 4 согласных звука?
льёт, 2) деньги, 3) яичный, 4) её
10. В каком слове произносится звук Й?
меня, 2) шофёр, 3) ёлочка, 4) поэт
11. В каком слове произносится звук О?
поставь, 2) очередная, 3) почёт, 4) шоколад
12. В каком слове количество гласных и согласных звуков совпадает?
1) язык, 2) аппетит, 3) семья, 4) съела

Сборочный, сделал, просьба

Озвончаются перед звонкими согласными

Кирпич все согласные мягкие

Теоретические сведения и языковой анализ

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

§ 1. Звуки речи. Ударение. Слог

Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные звуки.

В русском языке шесть основных (т. е. находящихся под ударением) гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о], дар [а], тур [у], лес [э], синь [и], дым [ы]) и безударными (например, трава [а], судак [у], лиса [и], была [ы]).
В безударном положении гласные звуки произносятся с ослабленной артикуляцией, а звуки [а], [о], [э] могут даже менять свое качество. Так, например, гласный звук [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносится как несколько ослабленный звук [а]: омлет — [а]млет, кора — к[а]ра; звуки [э] и [а] в первом предударном слоге после мягких согласных произносятся как [и э ]: песок — п[и э ]сок, деревья — д[и э ]ревья, впечатление — впеч[и э ]тление.
В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается как [ъ]. Например: голова — г[ъ]лова, сторож — стор[ъ]ж, дорога — дорог[ъ]. После мягких согласных на месте буквы е в безударных слогах обычно произносится краткий редуцированный звук [ь] — средний между звуками [э] и [и]: ветер — вет[ь]р, беловатый — б[ь]ловатый.
На месте букв е и а после твердых шипящих [ж], [ш] и [ц] в безударных слогах произносится звук [ы э ]: жалеть — ж[ы э ]леть, лошадей — лош[ы э ]дей, цена — ц[ы э ]на.

Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие , звонкие (состоят из голоса и шума) и глухие (состоят только из шума). Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.

Непарные согласные
по твердости/ мягкости

Парные твердые и мягкие согласные различают слова, например: пыль [пыл’] и пыл [пыл]; мял [м’ал] и мал [мал].
Звонкие и глухие согласные также могут различать слова, например: шар — жар, кол — гол, дом — том.

В устной речи звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением: зуб [п], ряд [т], трубка [п], зарядка [т]. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, м, н, р, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного: просьба [з’], молотьба [д’].
Ударение — это выделение одного из слогов в слове усилением голоса.
Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: травА, болОто, небЕсный, привЕтствоватъ.
Слог — это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: во-да, тра-ва, не-бо), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-ma, кос-тюм, жел-теть, гор-дость, чер-ный).

§ 2. Соотношение звуков и букв

Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки — буквы. Совокупность букв, расположенных в определенной последовательности, составляет алфавит. В русском языке 33 буквы.

Русский алфавит и названия букв

А а Б бэ В вэ Г гэ Д дэ Е е Ё ё Ж жэ З зэ И и Й й краткое К ка Л эль М эм Н эн О о П пэ Р эр С эс Т тэ У у Ф эф X ха Ц цэ Ч че Ш ша Щ ща Ъ твердый знак Ы ы Ь мягкий знак Э э Ю ю Я я
Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв, соответствующие этим звукам: [л] — звук, «эль» — буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет.
Одна буква может обозначать разные звуки (зубы [б] — зуб [п], просить [с’] — просьба [з’]) или сочетания звуков (южный — [й’у]жный, съел — [сй’эл]).
Один звук может передаваться сочетаниями букв: сча­стье [щ’], рассвет [с], бесшумно [ш], учиться [ц] и т. п.
Обозначение двух звуков характерно для букв е, ё, ю, я, если они находятся:
1) в начале слова: ёлка — [й’о]лка, яма — [й’а]ма;
2) после Ъ и Ь: съездить — с[й’э]здить, пьёт — п[й’о]т, птичьего — птич[й’ь]го;
3) после гласной: июль — и[й’у]ль, строят — стро­[й’ь]т.
Буквы ь и ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые непроизносимые согласные: солнце — со[н]це.
В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые вообще не имеют буквенного обозначения: бульон — буль[й’о]н, шампиньон — шампинь[й’о]н, соловьи — соловь[й’и].

§ 3. Фонетический разбор слова

План разбора
1. Разбить слово на слоги, поставить ударение.
2. Представить фонетическую транскрипцию слова.
3. Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный — ударный или безударный;
б) согласный звук — звонкий или глухой (парный/непарный); твердый или мягкий (парный/непарный).
4. Определить количество звуков и букв.
Образец разбора
Маяк 1 — ма-як
[май’ак]
м — [м] — согласный, звонкий, непарный; твердый, парный;
а — [а] — гласный, безударный;
я | — [и’] — согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный;
| — [а] — гласный, ударный;
к — [к] — согласный, глухой, парный; твердый, парный;
4 буквы, 5 звуков.

Упр. 1. Прочитайте. Определите, какими звуками различаются данные попарно слова. Охарактеризуйте каждый звук: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или мягкий).
Образец: 1. Том — там. Эти слова различаются гласными звуками [о] и [а]. 2. Слой — злой. Эти слова различаются согласными звуками [с] и [з]. Согласный звук [с] — глухой, твердый; согласный звук [з] — звонкий, твердый.

Багор — бугор, рост — мост, зелен — зелень, щит — кит, шило — мыло, берет — берёт, щуки — щёки, мёл — мел, стал — сталь, сел — съел, меч — речь.

Упр. 2. Произведите фонетический разбор следующих слов.

Сшить, верёвки, сожжёт, хоккей, визжать, пять, пятёрки, отказ, съел, пошли, юный, коробка, обезьяний, читает, жасмин, центральный, умываться.

Упр. 3. Перепишите слова, разместив их в каждом из рядов точно по алфавиту, учитывая не только первую, но и последующие буквы. С выделенными словами составьте словосочетания.

Антоним, корень, суффикс, буква, глагол, синоним, пароним, омоним.
Суверенитет, менеджер, офис, продюсер, апелляция, привилегия, иммигрант, имитация, аббревиатура, президент, периферия, приоритет.
Бердникова, Гадаева, Миронова, Степаненко, Федоров, Сафонов, Цаплина, Киракосян, Антонова, Журавлев, Задемидько, Харитонов, Шубин, Шишкина, Трофимова, Крутских.

Упр. 4. Прочитайте тексты и выполните задания.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни 1 и в нашем сознании, что 1 нельзя было бы передать русским 1 словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы 1 , детский шёпот 1 и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Паустовский)
Русский народ создал русский язык, яркий 1 , как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина? — это весь народ 1 . Это его культура, его язык! (А. Толстой)
1. Произведите фонетический разбор указанных слов.
2. В каких словах, указанных для фонетического разбора: а) все буквы соответствуют звукам; б) букв больше, чем звуков; в) звуков больше, чем букв?
3. Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, ё, ю, я. Выпишите примеры.
4. Найдите в тексте слова, в которых буквы обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.
5. Выпишите слова, которые могут быть примерами разных способов обозначения на письме мягких согласных звуков.

§ 4. Тестовые задания

1. В каком слове произносится звук [о]?
а) ответ
б) ежик
в) радость
г) домашний

2. В каком слове произносится звук [а]?
а) пятерка
б) часы
в) змея
г) делать

3. В каком слове на месте гласной произносится два звука?
а) перерыв
б) заядлый
в) слет
г) полюс

4. В каком слове произносится звук [т]?
а) подъезд
б) темно
в) тетя
г) кости

5. В каком слове произносится звук [к]?
а) горох
б) пакет
в) овраг
г) кирпич

6. В каком слове произносится звук [д’]?
а) отдайте
б) сделайте
в) походка
г) дарить

7. В каком слове произносится звук [ж]?
а) ложка
б) порежьте
в) ужин
г) бумажка

8. В каком слове произносится звук [й’]?
а) воин
б) этаж
в) воробьи
г) беречь

9. В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) летает
б) жизнь
в) синий
г) хорошо

10. В каком слове все согласные звуки глухие?
а) штанга
б) тепло
в) цирк
г) часы

11. В каком слове происходит озвончение согласных?
а) стрельба
б) ворожба
в) свадьба
г) молотьба

12. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) терять
б) юный
в) свежий
г) съешь

13. В каком слове все согласные звуки твердые?
а) адрес
б) цапля
в) уехал
г) рожь

14. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) поле
б) судьба
в) ель
г) каюта

15. В каком слове звуков столько же, сколько букв?
а) яма
б) бьёт
в) сядьте
г) ещё

16. В каком слове звуков столько же, сколько букв?
а) бульон
б) здание
в) больной
г) грустный

17. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) турист
б) физик
в) каменщик
г) грузчик

Важным показателем культуры речи говорящего является соблюдение им правил литературного произношения звуков и звукосочетаний в словах и предложениях, а также правил постановки ударения и использования интонации. Правила литературного произношения называются орфоэпическими нормами литературного языка и фиксируются в орфоэпических словарях.

§ 5. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков

Выбор ударного гласного на месте букв Е и Ё после мягких согласных

Произношение гласных звуков [э] и [о], обозначающихся буквами е и ё после мягких согласных, иногда вызывает затруднение, поскольку обычно в печати и на письме буква е изображается без точек. Произношение ударного гласного после мягких согласных на месте буквы е или ё приходится запоминать.
Запомните:

Ё [о]
манЁвры
новорождЁнный
остриЁ
платЁжеспособный

Произношение сочетаний ЧН и ЧТ

В произношении слов с сочетанием чн наблюдаются колебания.
ЧН произносится как [ч’н] в большинстве слов русского языка. Особенно это относится к словам книжного про­исхождения (алчный, беспечный), а также к словам, по­явившимся в недавнем прошлом (маскировочный, поса­дочный).
ЧН произносится как [шн] в следующих словах:
конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, горчичник, пустячный;
— в женских отчествах на -ична: Лукинична, Фоминична и т. п.
Некоторые слова с сочетанием чн в современном русском литературном языке имеют варианты произношения: було[ч’н]ая и було[шн]ая (устар.), копее[ч’н]ый и копее[шн]ый (устар.).
Сочетание чт в современном русском языке произносится как [шт] в слове что и производных от него (ничто, кое-что, чтобы, что-нибудь и подобных), кроме слова нечто [ч’т]. Во всех других случаях орфографическое ЧТ произносится всегда как [ч’т]: мечта, почта, ничтожный.

Произношение иноязычных слов с буквой е после согласного

В большинстве заимствованных слов в соответствии с правилами произношения перед е согласные смягчаются: ка[т’]ет, na[m’]ефон, [р’]ектор.
Всегда перед е смягчаются заднеязычные согласные г, к, х: па[к’]ет, [г’]ерцог, с[х’]ема. Звук [л] также обычно произносится в этом положении мягко: [л’]еди, мо[л’]екула, ба[л’]ет и т. п.
Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед е сохраняется: о[тэ]ль, ко[дэ]кс, биз[нэ]с, [тэ]ст, бу[тэ]рброд, и др. Но: лотерея — [т] и [т’], сессия — [с] и [с’].
Запомните:

Согласный
произносится твердо:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector