Slavdom-nn.ru

Славдом НН
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бетонирование откосов каналов технология

Бетонирование откосов каналов технология

Потери воды в каналах, питая грунтовые воды, способствуют заболачиванию и засолению ценных орошаемых земель, снижают КПД системы, следовательно, увеличивают водозабор, размеры головного сооружения, каналов и сооружений на них, а при машинном орошении – и затраты энергии; увеличивают строительные и эксплуатационные затраты. Поэтому с потерями воды из каналов ведут систематическую борьбу.

Противофильтрационные мероприятия применяют их для уменьшения потерь воды на фильтрацию из оросительных каналов, когда КПД оросительной системы оказывается ниже заданного или каналы проходят в грунтах с высоким коэффициентом фильтрации (более 0,1 м/сут).

Для борьбы с фильтрацией воды из каналов служат: противофильтрационные одежды каналов из монолитного бетона, железобетонных плит, асфальта, камня, глины; водонепроницаемые экраны под каналами из полимерных пленок (пленочно-грунтовые, бетонно-пленочные и др.), глины и суглинка, бентонитовых глин и др.; уменьшение коэффициента фильтрации путем естественной и искусственной кольматации канала, глубокого и мелкого уплотнения грунта, нефтевания, солонцевания, оглеения и механического диспергирования грунта и т. п.

Противофильтрационные мероприятия выбирают в зависимости от сочетания гидрогеологических условий, протяженности канала, фильтрационных свойств грунта, величины требуемого снижения потерь и наличия местных материалов. Принятые противофильтрационные мероприятия обосновывают технико-экономическими расчетами.

Эффективность противофильтрационных одежд определяется: количеством сэкономленной воды; сроком службы; возможностью механизации строительства; затратами денежных, материальных и трудовых ресурсов; сложностью и стоимостью эксплуатации, ремонта и восстановления; улучшением мелиоративного состояния земель; увеличением сбора сельскохозяйственной продукции в результате роста орошаемой площади или повышения водообеспеченности и улучшения мелиоративного состояния земель; улучшением условий эксплуатации системы; уменьшением объема работ по очистке каналов и устройству дренажа; возможным уменьшением объема земляных работ; сокращением числа сопрягающих сооружений на оросительной сети.

Одежды из битумных материалов делают в виде поверхностной облицовки каналов и скрытых экранов. Поверхностные облицовки устраивают в виде сплошного покрытия на дно и откосы канала слоем асфальтобетона (толщиной 3…8 см), нагретого до 140°, с последующим уплотнением его до объемной массы 2,2 т/м 3 .

Для облицовки применяют битумы нефтяных марок.

Экраны из полимерных пленок толщиной 0,2…0,6 мм применяют в грунтах, в которых необходимо выполнять противофильтрационные мероприятия. Пленочные экраны устраивают только закрытыми по траншейной, периметрической и комбинированной схемам.

Траншейную схему применяют в связных и песчаных грунтах; периметрическую — при укладке экрана на откосы в любом грунте, причем на щебенистых грунтах пленку укладывают на подготовку из мелкозернистого грунта; комбинированную схему используют для крупных каналов, где волны могут разрушать откосы.

Грунтовые одежды из глин и суглинков применяют в тех случаях, когда ложе канала сложено из супесчаных, песчаных, гравелистых, галечниковых и других грунтов, водопроницаемость которых выше, чем водопроницаемость одежды.

Грунтовые одежды делают в виде открытой облицовки каналов и в виде скрытых экранов, покрытых защитным слоем из местного грунта.

Уменьшение коэффициента фильтрации канала достигается также снижением активной пористости грунта путем естественной и искусственной кольматации, глубокого и мелкого уплотнения, солонцевания, оглеения и других мероприятий.

Устройство облицовок каналов, типы облицовок (бетонные, железобетонные, синтетические пленки и материалы и др.)

Бетонные и железобетонные одежды наиболее широко применяют для борьбы с потерями воды на фильтрацию из каналов всех размеров, предохранения русла от размыва и зарастания. Для их устройства используют гидротехнический бетон, приготавливаемый на портландцементе пластифицированном, гидрофобном, стойким, марки не ниже 400. Толщина монолитных бетонных одежд зависит от условий их применения и составляет 10 25 см.

В каналах с расходом 1-10 м 3 /с заложение откосов для монолитной бетонной облицовки принимают 1,5, для сборной – 1-1,5.

Основание облицовки должно быть достаточно устойчивым и надежным. В зависимости от гидрогеологических условий его подготавливают путем замачивания присадочных и неплотных грунтов, уплотнения насыпных и материковых грунтов, планирования откосов и дна, устройства специальных подготовок и дренажа, обработки грунтов гербицидами.

Дренирующие подготовки под бетонные одежды устраивают в наиболее опасных местах: на косогорах, расположенных вблизи населенных пунктов, крупных предприятий и ответственных сооружений и на оползневых участках. Толщину дренирующего слоя делают не менее 10 см.

Сборные железобетонные плиты применяют в однослойных и многослойных противофильтрационных одеждах, если применение сборного железобетона целесообразно по данным технико-экономических обоснований; если требуется облицовка повышенной долговечности; при строительстве в безводных районах с высокими температурами, где устройство качественных облицовок из монолитного бетона трудно; при наличии баз строительной индустрии и для ликвидации сезонности строительства; при строительстве в труднодоступных и малоосвоенных районах.

При устройстве экранов из полимерных пленок целесообразно в качестве защитного слоя использовать грунт или железобетонные плиты, которые укладывают по водонепроницаемой пленке.

Многослойные одежды с гидроизоляционным слоем применяют на ответственных участках канала, где не допускается увлажнение грунтов, и одновременно требуются повышенные запасы устойчивости и прочности.

Для сборной одежды каналов служат плоские тонкостенные плиты преимущественно из напряженного железобетона длиной 4…9 м, шириной 0,6…3 м.

Швы однослойных сборных одежд каналов делают жесткими и гибкими. Качество их определяет величину фильтрационных потерь.

Для сокращения швов целесообразно применять плиты возможно больших размеров, чтобы одна плита перекрывала откос по всей его высоте. Зазоры между плитами оставляют 10 см для жестких швов и 4 см для температурных.

В качестве материала для заполнения швов можно использовать битумную мастику, герметик на основе жидких тиоколов, герметик на эпоксидно-тиоколовой основе, применение которого обеспечивает водонепроницаемость швов и необходимую эластичность стыков для бетонных и железобетонных плит.

Самая прочная и долговечная — одежда из монолитного и сборного бетона, железобетона. В таких облицовках канала устраивают продольные и поперечные, строительные, усадочные и температурные швы. Строительные швы делают через каждые 3-4 м, а температурные – через 10-12 м. Для герметизации швы заполняют мастикой (тиоколовой, армогёрметиком и др.).

Слой бетона в облицовках составляет на средних грунтах 7-15 см, на слабых – до 18-20 см при заложении откосов канала 1-1,5. Если необходимо устройство вертикального откоса (т=0), сооружают подпорные стенки.

Читайте так же:
Очистка алюминия от цемента

Эффективность антифильтрационной одежды определяется качеством самой одежды и работы по созданию основания под одежду (специальная подготовка из грунта или тощего бетона, планировка ложа канала и др.).

Одежда из монолитного бетона или железобетона эффективна на каналах, имеющих большие уклоны, так как она имеет не только антифильтрационное свойство, но и защищает канал от размыва. Недостатками такой одежды являются появление трещин в бетоне при значительных колебаниях температуры, разрушение бетона под воздействием солей. Устройство таких одежд на просадочных грунтах нецелесообразно.

В последние годы в качестве антифильтрационного материала стали применять различные полиэтиленовые пленки. Получило распространение грунтопленочное покрытие. При его устройстве в русло канала укладывают пленку и засыпают ее защитным слоем грунта толщиной до 1 м.

Для усиления противофильтрационного эффекта при бетонировании оросительных каналов эффективны различные пленки, которые укладывают под бетонную одежду. Для борьбы с фильтрацией применяют также железобетонные плиты стандартных размеров. Плиты, применяемые для облицовок, имеют толщину 6 см, длину 6 и ширину 1; 1,5 и 2 м. При устройстве защитного крепления из плит особое внимание нужно уделять соединительным швам. Применяемые конструкции швов и технология их выполнения не всегда обеспечивают полную их водопроницаемость. На крупных оросительных каналах (глубина воды более 5 м) в последнее время в качестве антифильтрационной одежды используют крупногабаритные предварительно напряженные плиты размером 6000х740х80 мм.

Асфальтовую одежду в качестве антифильтрационной применяют значительно реже, чем бетонную, несмотря на то, что она обладает высокой водонепроницаемостью, морозо- и солеустойчивостью. Основное препятствие к широкому применению ее — значительная пластичность при высокой температуре, вследствие чего возникает необходимость увеличения заложения откосов каналов до 2,5-3, что снижает КЗИ массива и увеличивает размеры сооружений на канале. Рекомендуемая толщина слоя асфальта при устройстве таких облицовок – 2-5 см. Однако и при такой толщине одежду часто пробивает сорная растительность, что снижает качество противофильтрационной защиты, разрушает покрытие.

Противофильтрационные экраны представляют собой слабоводопроницаемый слой грунта или искусственного материала, защищенного достаточно толстым слоем грунта ложа канала от воздействия солнечных лучей и колебаний температур. Обычно их делают из глин, в частности из бентонитовых или из искусственных материалов, например из различных пленок. Экраны делают также и из полимерных материалов. Для того чтобы обезопасить их от повреждения растениями и грызунами, такие экраны укрепляют капроновыми нитями. Это также повышает шероховатость материала экрана и позволяет несколько снизить угол заложения откоса канала.

Противофильтрационные мероприятия выбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить: необходимую водонепроницаемость грунта канала, достаточную прочность и долговечность конструкции, устойчивость ее к воздействию температур и разрушительному действию сорной растительности. Кроме того, должна быть обеспечена возможность механизации работ при строительстве и экономическая эффективность противофильтрационных мероприятий.

Средства, затрачиваемые на противофильтрационные мероприятия, быстро окупаются, так как их применение обеспечивает большую экономию воды, что повышает оросительную способность водоисточника, предотвращает ухудшение мелиоративного состояния орошаемого массива, снижает объем работ по строительству оросительной сети и сооружений на ней за счет уменьшения расходов брутто, увеличивает КЗИ орошаемой площади.

Окончательно противофильтрационную защиту выбирают на основе технико-экономического сравнения вариантов. При этом следует определить КПД сети (канала) до и после применения противофильтрационного мероприятия; полученную экономию воды и влияние ее на изменение стоимости насосной станции, водозаборного сооружения, на уменьшение размеров сечения каналов; улучшение мелиоративного состояния орошаемого массива.

Источник: Сельскохозяйственные гидротехнические мелиорации /
А.А.Богушевский, А.И.Голованов, В.А.Кутергин и др.;
Под ред. Е.С.Маркова. — М.: Колос, 1981.

Уплотнение и закрепление дна и откосов каналов

Одним из способов борьбы с фильтрацией воды из оросительных каналов является уменьшение водопроницаемости грунтов, которого можно достигнуть уплотнением грунтов. Уплотнение грунтов производится при помощи специальных катков, трамбовочных и вибрационных машин. Уплотнение может снизить фильтрацию на 70-75 %, но может проводиться только для связных грунтов.

Фильтрационные потери значительно снижаются также при изменении фильтрационных свойств грунта ложа канала путем уплотнения грунта и кольматации. Грунт ложа канала уплотняют различными способами: укатыванием, ударным и взрывным. Укатывание осуществляют специальными катками – кулачковыми, ребристыми или гладкими. Наиболее эффективно применение кулачковых катков, с помощью которых уплотняют грунт в слое 60-70 см. Ударное уплотнение осуществляют трамбующими машинами или плитами экскаваторов. Максимальный слой уплотненного грунта при их использовании составляет 1 м.

В последние годы грунт в дне и откосах каналов уплотняют с помощью направленных взрывов.

Действие уплотнения сохраняется в течение нескольких лет, после чего уплотнение следует возобновить. При уплотнении грунта необходимо обеспечить его оптимальную влажность.

Кольматация представляет собой вымыв илистых частичек грунта, поступающих с оросительной водой в верхний слой грунта ложа канала.

Устройство бетонной и железобетонной облицовки снижает потери на фильтрацию на 85-95 %, асфальтовой – на 80-90 %, экранов (глиняных) – на 60-80 %. При уплотнении грунта в ложе канала и кольматации потери снижаются на 50-70%.

Источник: Сельскохозяйственные гидротехнические мелиорации /
А.А.Богушевский, А.И.Голованов, В.А.Кутергин и др.;
Под ред. Е.С.Маркова. — М.: Колос, 1981.

Избранная библиография

Монографии и брошюры

Абуталиев Ф. Б. — Решение задач неустановившейся фильтрации. Численные и аналитические методы (1972)

Бетонирование откосов каналов технология

Повышают пропуск­ную способность канала (малая шероховатость), защищают ложе от размыва течением, снижают потери на фильтрацию из каналов и поэтому являются наиболее совершенными и распространенными. Возможность широкой механизации работ делает бетонные и желе­зобетонные облицовки при наличии на месте гравия или камня для бетона достаточно экономичными.

Толщину бетонной облицов­ки, ее тип, заложение откоса, марку бетона выбирают в соответст­вии с требованиями ГОСТов в за­висимости от глубины воды в канале и грунта ложа канала. Как правило, бетонные облицовки устраивают на прочных и устойчивых (непросадочных) грунтах.

Монолитные бетонные облицовки выполняют на месте в виде слоя бетона толщиной 0,06-0,2 м, чаще 0,1-0,12 м (рис. 26.6), для чего предварительно откосы и дно канала планируют и покры­вают слоем дренирующей подготовки 0,1 м из гравия, щебня или крупнозернистого песка. В зоне образования ледяного покрова облицовка утолщается

Читайте так же:
Цемент м 400 литров

Рис, 26.6 Бетонные и железобетонные облицовки каналов:
а — вариант с продольным швом в сопряжении борта и днища; б — вариант без про­дольных швов; 1 — дренаж; 2 — бетонная облицовка; 3 — деревянный брус (8х8 см); 4 — гравийно-песчаная подготовка

на 50-75%. В каналах, проходящих в глини­стых грунтах, подверженных зимой пучению, дренирующий слой подготовки (называемый «шубой») утолщается до 0,34-0,5 м. Весь процесс бетонирования русла каналов механизируется, для чего применяют специальные машины. Бетонирование откосов с заложе­нием 1:1,25 и более пологих производят без опалубки, более кру­тые откосы требуют опалубки, так как без нее свежеуложенный бетон оплывает.

Железобетонные облицовки отличаются от бетонных меньшей толщиной, что благодаря наличию арматуры (армирование 0,2-0,4%) обладают большей сопротивляемостью растягивающим усилиям. Они особенно целесообразны на грунтах деформирующихся, малоустойчивых, в частности лессовых и пучинистых.

Температурные колебания могут вызвать появление трещин в облицовке. Во избежание этого в ней устраивают швы. При этом следует помнить, что швы в облицовке являются основными путя­ми потери воды на фильтрацию, так как они нарушаются даже при

Рис. 26.7 Типы швов в бетонных и железобетонных облицовках (размеры
в мм):
а, в — уплотнение шва доской при ручном бетонировании; б — то же, при машинном бетонировании; г, д — фигурные швы, заполненные битумом; е — шов с резиновым уплот­нением; ж — замоиоличиваемый шов; з — шов, перекрытый железобетонной плитой

относительно небольших деформациях грунта. Темиературно-усадочные швы в монолитных облицовках устраивают сквозными че­рез 10-12 м (рис. 26.6, а). Устройство угловых продольных швов по дну канала возможно, но не рекомендуется. Чтобы избежать появления трещин, сопряжение покрытия откосов и дна производят плавно, по радиусу R (рис. 26.6, б).

Делают различные типы швов, обеспечивающие достаточную водонепроницаемость: шов впритык (рис. 26.7, а) с упругой про­кладкой из толя, дерева и т. п. или промазкой асфальтовой масти­кой-простой в выполнении, но иногда фильтрующий при разнице в осадках секций; шарнирный шов (рис. 26.7, б, в), отличающийся от предыдущего наличием тонкой бетонной полосы, — прост и удо­бен при машинном бетонировании; «штрабной» шов (рис. 26.7, г, д) и шов с перекрытием профильной резиной и прокладкой листов фа­неры(рис. 26.7, е), обернутых толем (канал Северный Донец — Донбасс). Швы в железобетонных облицовках устраивают на боль­ших расстояниях, чем в бетонных, или они совсем отсутствуют. В последнем случае рекомендуется при бетонировании через каждые 15-20 м оставлять временные поперечные швы шириной 0,5 м, которые заделывают бетоном по окончании усадки бетона в уло­женных секциях облицовки, скошенные края последних промазыва­ют асфальтовой мастикой (рис. 27.6, ж).

Сборные облицовки выполняют путем укладки изготовленных на полигоне или заводе плит на слой гравелистой подготовки («шу­бы») и подразделяют на бетонные, железобетонные и предвари­тельно напряженные. Их применяют только на прямых участках канала. На повороте трассы устраивают вставки из монолитного бетона толщиной, превышающей толщину плит в 2-3 раза. Плиты отделяются от монолитного бетона температурными швами. Ре­комендуется применять плиты возможно больших размеров. Толщина плит площадью до 20 м2 назначается не менее 8 см. При, большей, площади толщину определяют статическим расчетом с проверкой на транспортные и монтажные нагрузки.

Основное преимущество сборных облицовок — высокое качество бетона благодаря заводскому изготовлению, ускорение строитель­ства и некоторая экономия при массовом изготовлении и примене­нии плит. Основной их недостаток — большое количество швов, понижающих водонепроницаемость облицовки, и возможность значи­тельных деформаций отдельных плит при деформациях откосов. Для герметизации швов сборных покрытий применяют пластифи­цированную горячую битумную мастику. Швы могут перекрываться и устраиваться по типу, показанному на рис. 26.7, ж, з.

В целях повышения водонепроницаемости бетонных облицовок производят цементную или торкретную штукатурку их, наносимую в 1-2, иногда 3 слоя по 0,5-1,5см каждый с перерывами в торк­ретировании в 2-З дня.

В некоторых случаях торкретная облицов­ка выполняется как самостоятельная одежда на сухих гравелистых и песчано-гравелистых грунтах при глубине каналов до З-4 м и обязательно по металлической сетке из проволоки d = 2мм; тол­щина такой облицовки 2,5-5 см.

Способ бетонирования откоса канала и устройство для его осуществления

Изобретение относится к области гидротехнического строительства. Цель изобретения — упрощение технологии, повышение прочности и водонепроницаемости канала. При осуществлении способа бетонирования откосов канала бетонную смесь укладывают непрерывно в движущийся замкнутый опалубочный объем под давлением, причем для ее уплотнения используют потенциальную энергию упругой деформации установленных на опалубке пружин, сжатых избыточным давлением бетонной смеси, создаваемым бетононасосом. Бетонирование осуществляется устройством, состоящим из базовой машины 1, бетононасоса 5 с бетоноводом и формующей опалубки 7. При этом опалубка выполнена в виде бесконечной гусеничной ленты, на траки которой установлены подпружиненные опалубочные щитки. Бетоновод состоит из отдельных звеньев труб, соединенных между собой шарнирами, которые оборудованы подвижными опорами, а концевой участок бетоновода в процессе бетонирования заведен в подвижный опалубочный объем. 2 с.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ социАлистичесних

РЕСПУЬЛИН (51)5 Е 02 В 5i02

К АВТОРСКОМ,К СВИДЕТНЛЬСТВУ

ГОсудАРстВенный номитет по изоьРетениям и отнРцтиям

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4492244/ 23-15 (22) 26.08.88 (46) 07.!2.90. Бюл. № 45 (7l) Казахский филиал Проектно-изь:-скательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» им. С. Я. Жука (72) А. С. Николаев, Ю. Е. Штейндорф, И. Пшатаев и П. К. Завьялов (53) 627.8(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 7941.07, кл. Е 02 В 5/02, 1979.

Авторское свидетельство СССР № 1063918, кл. E 02 B 5/02, 1982.

Авторское свидетельство СССР № 1057607, кл. Е 02 В 5/02, 1982.

Авторское свидетельство СССР № 1170035, кл. Е 02 В 5/02, 1983. (54) СПОСОБ БЕТОНИРОВАНИЯ OTKOCA КАНАЛА И УСТРО! !СТВО ДЛЯ ЕГО

Читайте так же:
Как проверять цемент по госту

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к области гидротехнического строительства. Цель изобрете. SU„„ 1 612038 А 1 ния — упрощение технологии, повышение прочности и водонепроницаемости канала.

При осуществлении способа бетонирования откосов канала бе»онную cìåñü укладыьают непрерывно в движу|цийся замкнутый опалубочный объем под давлением, причем для ее уплотнения используют потенциальную энергию упругой деформации установленных на опалубке пружин, сжатых избыточным давдением бетонной смеси, создаваемым бетононасосом. Бетонирование осуществляется устройством, состоя!цим из базовой машины 1, бетононасоса 5 с бетоноводом 4 и формующей опалубки 7. При этом опалубка выполнена в виде бесконечной гусеничной ленты. на траки которой установлены подпружиненные опалубочные щитки. Бстоновод 4 состоит из отдельных звеньев труб, cîåäèíåííûõ между собой шарнирами, которые оборудовань; подвижными опорами, а концевой участок бетоновода в процессе бетонирования заведен в подвижный опалубочный объем. 2 с.п.ф-лы, 5 ил.

Изобретение относится к гидротехничес кому строительству, в частности к способам и устройствам для бетонирования откосов каналов, плотин, дамб и других сооруже,; ний.

Цель изобретения — упрощение технологии, повышение прочности и водонепроницаемости облицовки канала.

На фиг, 1 изображено устройство для бетонирования откоса канала в рабочем положении, вид сбоку; на фиг. 2 — разрез

А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — сечение  — B на фиг. 3; на фиг. 5 — устройство в сборе в транс, портном положении.

Устройство для бетонирования откоса

,,канала состоит из базовой машины (тяга; ча) 1, шасси 2, оборудованного платфор мой, рабочей тележки 3, бетоновода 4 и бетононасоса 5 на пневмоходу. Базовая

,машина 1, шасси 2 и бетононасос 5 сцеплены в единый поезд. При размещении на платформе шасси 2 рабочей тележки 3 с бетоноводом 5, сложенным в виде гармошки, указанный поезд имеет возможность перемещаться вдоль канала с одной заходки бетонирования на другую заходку, а также при перебазировке на другой участок работы, Рабочая тележка 3 состоит из грузового гусеничного шасси 6 и опалубки 7. Шасси 6 имеет раму 8, на которой сбоку на гидроцилиндрах 9 подвешена опалубка 7, а сверху рама 8 в поперечном направлении оборудована направляющими 10, по которым может передвигаться балластная тележка 11, предназначенная в положении К быть в качестве противовеса при транспортировке опалубки 7 и в положении А в качестве пригруза опалубки 7 в процессе бетонирования облицовки. Опалубка 7 выполнена в виде бесконечной гусеничной ленты 12, на траки которой через пружины 13 подвижно закреплены уширительные опалубочные щитки 14.

Опалубка 7 образует подвижный замкнутый опалубочный объем, который состоит из уширительных опалубочных щитков 14. Снизу опалубочный объем ограничен грунтовым основанием откоса канала, сбоку — с одной стороны боковой бетонной поверхностью готовой облицовки, а с другой — скользящей опалубкой 15, установленной с возможностью регулирования относительно опорных частей тележки опалубки 7. С торцов этот замкнутый опалубочный объем образован из непрерывно укладываемого бетона и торцового щитка 16, закрепленного на концевом участке бетоновода 4.

Бетоновод 4 выполнен из отдельных звеньев бетоноводных труб 17, изогнутых на концах по радиусу и соединенных между собой шарнирами 18. Опорные шарниры 18 снабжены опорными колесами 19. Бетоновод

4 благодаря шарнирам 18 и колесным orio5

55 рам 19 может складываться в гармошки и в сложенном положении размещаться на платформе шасси 2 совместно с рабочей тележкой 3 при транспортировке, а в вытянутом положении — по откосу на длину, достаточную для бетонирования всей полосы облицовки снизу вверх. Один из концов бетоновода 4 подсоединен к бетононасосу 5, а другой конец, изогнутый по радиусу, заведен в замкнутый опалубочный объем под опалубку 7. Этот участок выполнен шарнирным и оборудован гидроцилиндром 20. Движение рабочей тележки 3 вместе с опалубкой 7 осуществляется с помощью троса и лебедки 21, установленной на платформе шасси 2. Платформа шасси 2 оборудована аутригерами (не показаны) и въездным пандусом 22.

Бетонирование облицовки канала по предлагаемому способу с помощью устройства для его осуществления производится поперечными полосами, начиная от дна канала вверх до его кромки, шириной, равной длине уширительных опалубочных щитков

14, оборудованных пружинами 13. Облицовка канала возводится в опалубке путем укладки бетонной смеси с помощью бетононасоса 5 и бетоновода 4 в замкнутый опалубочный объем, образованный под опалубкой 7. Бетонирование производится непрерывно по мере движения опалубки 7 вверх вдоль откоса по стрелке Н постоянно под избыточным давлением, развиваемым бетононасосом 5. Бетонная смесь, поданная в замкнутый опалубочный объем под давлением, воздействует на опалубочные щитки

14, которые, перемещаясь, сжимают пружины 13. При этом замкнутый опалубочный объем увеличивается на некоторый дополнительный расчетный объем, равный объему подлежащей отжатию из бетонной смеси излишней воды затворения. По мере дальнейшего движения опалубки 7 вместе с концевым участком бетоновода и опалубочным щитком 16 давлению бетонной смеси подвергаются новые участки опалубочных щитков

14. При этом из бетонной смеси, находящейся под давлением, через зазоры в опалубке в грунт начинает отжиматься вода.

Начало отжатия воды совпадает с началом образования избыточного давления в бетонной смеси, поданной в опалубочный объем, и заканчивается через расчетное время после разжатия пружин 13 и возвращения опалубочных щитков 14 в исходное положение, т. е. после полного использования,потенциальной энергии упругой деформации пружин, сжатых избыточным давлением бетонной смеси, развиваемым бетононасосом.

В результате уплотнения бетонной смеси давлением после отжатия некоторой части воды затворения, т. е. при уменьшении водоцементного отношения, увеличивается плот1612038 ность и прочность при увеличении водонепроницаемости бетона облицовки канала.

После того, как вся полоса облицовки забетонирована от дна канала до его кромки, рабочая тележка 3 с опалубкой ? и бетоноводом 4 с помощью лебедки 21 по пандусу

22 въезжает на платформу 2. Далее пандус 22 убирается и весь поезд с помощью тягача 1 перемещается вдоль канала на соседнюю полосу бетонирования. После этого рабочая тележка 3 по пандусу 22 и ранее забетонированной поверхности облицовки канала съезжает вниз по откосу, растягивая бетоновод, устанавливается в исходное положение, и цикл бетонирования повторяется.

Читайте так же:
Чем прочистить унитаз от цемента

Применение изобретения позволяет производить более качественную облицовку откоса канала с меньшими трудозатратами.

Так увеличение прочности бетона облицовки позволяет уменьшить ее толщину на

10 — 15% увеличение водонепроницаемости позволяет отказаться от применения пленки при уменьшении трудозатрат на 50%.

1. Способ бетонирования откоса канала. включающий укладку подачей по бетоноводу, формование и уплотнение бетонной смеси, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии, повышения прочности и водонепроницаемости облицовки канала, бетонную смесь укладывают непрерывно в полость, образованную поверхностью откоса и перемещаемой снизу вверх по откосу опалубкой, при этом бетонную смесь подают в бетоновод под избыточным давлением, развиваемым бетононасосом.

2. Устройство для бетонирования откоса канала, включающее базовую машину, бетононасос с бетоноводом и формующую опалубку, отличающееся тем, что опалубка выполнена в виде бесконечной гусеничной ленты, на звенья которой установлены подпружиненные ограждающие опалубочные щитки, а бетоновод выполнен из отдельных звеньев труб, соединенных шарнирами.

Составитель В. Казаков

Редактор И. Шулла Техред А. Кравчук Корректор М. Максимишинец

Заказ 3818 Тираж 529 П одписиое

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

Технологическая карта на облицовку каналов монолитным бетоном по экрану из полиэтиленовой пленки

МИНИСТЕРСТВО МЕЛИОРАЦИИ И ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

ВСЕСОЮЗНЫЙ ГОЛОВНОЙ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
«СОЮЗОРГТЕХВОДСТРОЙ»

ЮЖНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ГИДРОТЕХНИКИ И МЕЛИОРАЦИИ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
НА ОБЛИЦОВКУ КАНАЛОВ МОНОЛИТНЫМ БЕТОНОМ
ПО ЭКРАНУ ИЗ ПОЛИЭТИЛЕНОВОЙ ПЛЕНКИ

Технологическая карта на облицовку каналов монолитным бетоном по экрану из полиэтиленовой пленки разработана отделом технологии водохозяйственного строительства в зоне орошения ВГПТИ «Союзоргтехводстрой» (Л.Н. Перевезенцев, А.И. Кузнецов, Г.Г. Маркина) и ЮжНИИГиМ (Ю.М. Косиченко, Р.Р. Галицкий).

Карта рассмотрена и утверждена научно-техническим советом Союзоргтехводстроя (протокол № 2 от 17 марта 1987 г.).

1. Область применения . 1

2. Организация и технология строительного процесса . 2

3. Технико-экономические показатели . 10

4. Материально-технические ресурсы .. 10

Приложение 1. Склеивание полотнищ полиэтиленовой пленки битумно-полимерной мастикой с использованием заливщика швов мб-16 а .. 11

Приложение 2. Подача бетона автобетононасосом сб-126 . 12

Приложение 3. Нанесение пленкообразующей жидкости на поверхность свежеуложенного бетона с помощью агрегата мб-23 . 12

1 . ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 . Технологическая карта разработана на устройство монолитной бетонной облицовки канала по полиэтиленовой пленке, склеенной битумно-полимерной мастикой.

Основные параметры канала: ширина по дну 2,5 м; глубина 2,5 м; заложение откосов m = 2,0.

Основанием под полиэтиленовую пленку служит поверхность спланированного и уплотненного грунта откосов и дна канала, проходящего в выемке. Грунт основания не должен содержать неокатанных и крупных включений, которые могут вызвать повреждения пленки.

1.2 . В состав работ, рассматриваемых картой, входят:

раскладка полиэтиленовой пленки;

склеивание пленочных полотнищ;

укладка бетонной смеси;

нанесение пленкообразующей жидкости;

1.3 . Работы выполняются при температуре не ниже +5 ° С и отсутствии атмосферных осадков в две смены.

1.4 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются объемы работ, калькуляция трудовых затрат и средства механизации с учетом максимального использования наличного парка механизмов.

2 . ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

2.1 . До начала работ по устройству экрана из полиэтиленовой пленки должны быть выполнены следующие подготовительные работы:

спланированы и уплотнены откосы и дно канала. Выполнение этих операций не должно опережать работы по устройству экрана из полиэтиленовой пленки более, чем на объем двух смен;

удалены с поверхности откосов и дна канала корневища, ростки растений и включения грунта по крупности более 6 мм, приводящие к проколу и разрыву пленки;

обработано основание гербицидами (необходимость такой обработки устанавливается проектом);

составлены акты на скрытые работы;

доставлены в зону работ необходимые материалы, машины, оборудование, инвентарь;

проложены временные дороги, через 300 м устроены съезды с берм канала;

обеспечено освещение строительной площадки.

2.2 . Для устройства пленочного экрана используют полиэтиленовую пленку, удовлетворяющую требованиям ГОСТ 10354-82 , толщиной 0,25 мм, шириной полурукава 2 м.

На приобъектном складе рулоны полиэтиленовой пленки должны храниться в заводской упаковке в горизонтальном положении в закрытом сухом помещении при температуре не выше +30 °С. Срок хранения — не более года после изготовления.

Пленку к месту строительства доставляют на тележке трактором «Беларусь» в количестве, необходимом для двухсменной работы.

При ветре более 5 м/с укладывать полиэтиленовую пленку не рекомендуется.

Рулоны пленки раскатывают на бровке канала и нарезают на куски длиной 17,6 м (16 м — длина захватки, 10 % — запас на свободную без натяжки укладку).

В карте принята продольная раскладка полотнищ пленки. Полотнища раскладывают сначала на откосах канала. Края пленки на берме канала укладывают в ранее приготовленные борозды и засыпают грунтом. Под края пленки, подлежащие склеиванию прокладывают транспортерные ленты длиной 8 м.

Для обеспечения движения заливщика швов МБ-16А по грунтовому основанию и в соответствии с его радиусом действия (длина металлорукава 12 м) пленку в нижней части канала раскладывают на половину длины. Оставшуюся часть пленки сворачивают в рулон.

Полотнища укладывают с нахлестом в 10 см на края ранее уложенной пленки. Поперечные швы соединения полотнищ должны быть ориентированы по течению воды.

2.3 . Для склеивания полиэтиленовой пленки используют битумно-полимерную мастику, которую доставляют на место строительства в готовом виде.

Склеивание производится заливщиком швов МБ-16 (рис. 1).

Заливщик швов устанавливают на дне канала. Подогревают мастику до температуры 90 . 110 °С. Отворачивают край верхнего полотнища и очищают края пленки от пыли и грязи. Затем с помощью металлорукава, оборудованного специальным наконечником, наносят мастику на нижний край пленки. Ширина проливаемой полосы 1,5 . 2 см с расходом 100 . 150 г/п.м. Затем прикладывают друг к другу края двух пленочных полотнищ и прикатывают шов валиком.

Читайте так же:
Мордов цемент 40 кг м400

Склеивание экрана производят в следующей последовательности. Сначала проклеивают поперечный шов в два приема (один полупрофиль канала, потом — другой). Затем склеивают продольные швы на длину 8 м. Заливщик швов МБ-16А перемещается на следующую стоянку через 8 м. Транспортерную ленту протягивают на оставшуюся часть продольного шва данной захватки. Скрученные в рулоны полотнища пленки в нижней части канала разворачиваются и проклеиваются.

На следующей захватке технологический процесс по склеиванию пленки повторяется.

При обнаружении порывов пленки необходимо наклеить заплату из той же пленки.

При устройстве бетонопленочной облицовки ходить по пленке разрешается только в спецобуви. Спецобувь должна быть без каблуков с мягкой подошвой, исключающей повреждение пленки.

2.4 . К облицовке канала бетоном следует приступать после проверки качества пленочного экрана и составления акта на скрытые работы.

2.5 . Устройство бетонной облицовки производится по картам бетонирования, ограниченным опалубкой, которая не разбирается и в дальнейшем выполняет функцию заполнителя деформационных швов.

В качестве опалубки используются антисептированные деревянные доски. Толщина досок принимается 20 м, высота — равна толщине бетонной облицовки.

Расстояние между поперечной опалубкой (деформационными швами) составляет 4 м, а продольная опалубка устанавливается на стыке дна с откосами, на откосах канала и по краям заплечиков (рис. 2, 3).

2.6 . Бетонную смесь к участку строительства доставляют автобетоносмесителями СБ-92-1А и разгружают непосредственно в приемный бункер автобетононасоса. Подвижность бетонной смеси должна быть 4 . 6 см.

2.7 . Подачу бетонной смеси в карты бетонирования осуществляют автобетононасосом СБ-126 с распределительной стрелой. Бетонирование производят в последовательности, приведенной на рис. 2 .

Толщина бетонной облицовки на дне канала и заплечиках равна 0,12 м, на откосах — 0,1 м.

Площадь бетонирования с одной стоянки автобетононасоса составляет 16×14,3 м из условия длины (18 м) распределительной стрелы.

Управление автобетононасосом осуществляется в ручном и автоматическом режимах.

В ручном режиме производится подготовка автобетононасосов к работе, пуск и промывка. В автоматическом — укладка бетонной смеси.

Перед подачей бетона в автобетононасос в его приемный бункер необходимо дать «пусковую смесь» для образования смазки на внутренней поверхности распределительной стрелы и предотвращения пробкообразования при перекачке первых порций бетонной смеси.

«Пусковая смесь» может быть приготовлена из цемента и воды или цементно-песчаного раствора с подвижностью 6 . 8 см осадки стандартного конуса.

В случае вынужденных перерывов в работе автобетононасоса в загрузочном бункере должно оставаться 0,1 . 0,2 м 3 бетонной смеси для периодического включения насоса для работы «на себя». При этом гибкий шланг на конце бетоновода следует крепить к приемной воронке автобетононасоса.

Промывка автобетононасоса выполняется при длительных перерывах (более 30 мин) в его работе и в конце каждой смены.

Рис. 1 . Схема раскладки пленочных полотнищ и соединения их битумно-полимерной мастикой

— очередность бетонирования карт

Рис. 2 . Схема бетонирования канала по полиэтиленовой пленке

Рис. 3 . Схема бетонирования канала по полиэтиленовой пленке (разрез)

Перебазировка автобетононасоса продолжительностью менее 30 мин допускается без промывки оборудования.

2.8 . Уплотнение бетонной смеси выполняют с помощью поверхностного вибратора ИВ-92. Вибратор перемещают вручную снизу вверх по откосу.

Питание вибратора осуществляется от передвижной электростанции ПЭС-15Л, установленной на тракторной тележке.

Поверхность бетона заглаживается гладилкой.

2.9 . Для обеспечения нормальных условий твердения свежеуложенной бетонной смеси на ее поверхность наносят пленкообразующую жидкость ЭКЧ-47. Жидкость наносят с помощью распределителя МБ-23. Расход жидкости должен быть не менее 300 г/м 2 .

Пленкообразователь доставляют к месту строительства в металлических бочках с полиэтиленовыми вкладышами или антикоррозийным покрытием.

2.10 . Работу по устройству бетонопленочной облицовки канала выполняет бригада из трех звеньев общей численностью 20 человек.

Звено № 1, выполняющее работы по укладке и склеиванию пленки, а также установке опалубки:

изолировщик 4 разр. — 1

изолировщик 3 разр. — 2

изолировщик 2 разр. — 1

Звено № 2, выполняющее укладку бетонной смеси:

бетонщик 4 разр. — 3

бетонщик 3 разр. — 6

бете шпик 2 разр. — 3

Звено № 3, выполняющее работы по нанесению пленкообразующей жидкости и разборке опалубки:

изолировщик 4 разр. — 2

изолировщик 2 разр. — 2

2.11 . График выполнения работ приведен в табл. 1 .

2.12 . Калькуляция трудовых затрат приведена в табл. 2 .

2.13 . Контроль качества укладки и склейки пленки в полевых условиях должен проводиться в соответствии с «Инструкцией по проектированию и строительству противофильтрационных устройств из полиэтиленовой пленки для искусственных водоемов ( СН 551-82 )» пп. 5.58 . 5.63.

Контроль качества устройства бетонной облицовки канала следует выполнять в соответствии со СНиП III-15-78 «Правила производства и приемки работ. Бетонные и железобетонные конструкции монолитные».

По окончании работ по устройству экрана из полиэтиленовой пленки и облицовки каналов монолитным бетоном составляются акты на скрытые работы.

Схема операционного контроля качества приведена в табл. 3.

2.14 . При производстве работ необходимо соблюдать правила по технике безопасности, приведенные в СНиП III-4-80 «Правила производства и приемки работ. Техника безопасности в строительстве», а также требования, изложенные ниже.

К работе по устройству бетонопленочных облицовок допускаются рабочие, обученные приемам работ, знающие правила техники безопасности, правила эксплуатации оборудования. Инструктаж по технике безопасности должен проводиться ежегодно.

Работающие с битумно-полимерными мастиками должны быть ознакомлены со специальными требованиями противопожарной безопасности при работе с горючими и взрывчатыми веществами.

Персоналу, обслуживающему заливщик швов МБ-16А, запрещается:

включать насос промывки при открытом кране битумного насоса;

начинать работу по заливке швов при температуре мастики в котле ниже 100 °С;

подключаться к внешней электросети без предварительного надежного заземления корпуса машины;

производить заправку мастикой, регулировку, ремонт, очистку и смазку при работающем генераторе или включенной внешней электросети;

производить запуск двигателя при включенной коробке отбора мощностей;

допускать попадание в котел посторонних предметов;

производить заправку машины мастикой и склейку полотнищ без спецодежды;

работать при неисправных приборах электрозащиты;

использовать этилированный бензин для промывки смесительной камеры от остатков мастики.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector